Черепаха движется!
И этим все сказано. Во всяком случае, в Плоском Мире. Огромная
Черепаха без устали движется в межзвездной пустоте самой невероятной
вселенной, какая только может существовать на свете. На Черепахе же
стоят четыре слона, а на слонах лежит диск, который и является тем
самым Плоским Миром. С его краев извергается вечный Краепад, в
центре возвышается ледяной Пуп - местообиталище богов, а еще он
закутан в плотную завесу самого настоящего магического поля.
Солнечный свет, попадая в особо плотные его сгустки, приобретает
классический октариновый оттенок и начинает плестись со скоростью
праздного пешехода, неторопливо заполняя до краев мелкие выемки
почвы и разливаясь по долинам подобно половодью. Между прочим, никто
в Плоском Мире не воспринимает предыдущую фразу как набор метафор.
Все твердо знают, что так оно и есть на самом деле.
Тэрри Прэтчетт посвятил описанному выше Плоскому Миру серию
повестей, точнее, того, что в английском языке называется новеллой.
Они не объединены общим сюжетом, хотя зачастую в них присутствуют
общие герои. Вообще по этому признаку цикл четко распадается на
несколько серий. В одной действуют ведьмы, в другой описываются
приключения магов вроде Ринсвинда из Невидимой Академии, третья
посвящена городу Анк-Моркпорку и его страже (к сожалению, именно
этот цикл хуже всего, я бы сказал - отвратительно, переведен на
русский), в четвертой действие происходит в разных странах,
удаленных от центрального материка. При этом стиль разных новелл
настолько разнообразен, что иногда удивляешься - а действительно ли
это писал один человек?
По большей части сериал о Плоском Мире - легкое юмористическое
чтение. Обладая потрясающим чувством юмора, Прэтчетт обыгрывает
огромное количество разныз штампов, принятых в современной фэнтези,
а также известных писателей. Так, Невидимый Университет - явная
пародия на Имманентную Рощу Урсулы Ле Гуин. Или взять то же солнце -
с помощью несложных арифметических подсчетов Прэтчет показывает, что
оно должно обращаться вокруг Плоского Мира быстрее скорости света
(напоминаю - весьма неторопливого в тех краях), а потому всегда
отсутствует на том месте небосвода, где его видит человеческий глаз.
Отважный герой-варвар - глубокий старик - соседствует с заключенным
в черепашье тулово некогда могучим богом, а гомерические образы
античных бездельников-философов - с почти твердой от отбросов
поверхностью протекающей через Анк-Моркпорк реки и упившимися в
доску четырьмя Всадниками Апокалипсиса. Судно, скрывающееся за
горизонтом, не заслоняется выпуклостью земного шара, а просто падает
с Краепада, а кое-где теория о движении черепахи - еретическая, ведь
пророк заявил, что мир кругл как шар...
И в то же время, читая эти новеллы, не только смеешься. Между делом
автор обращается ко вполне серьезным, даже трагическим вещам.
"Справедливости нет, есть только Я" - это фраза принадлежит Смерти
Плоского Мира. Боги живут лишь своими верующими, и, когда умирает
вера, умирают и боги. Даже самые благие деяния могут обернуться
ужасными катастрофами. Нет, Прэтчет не морализирует, он далек от
этого. Это просто мир, в котором живут - и умирают - его герои.
Может быть, это и правильно. К черту мораль. Это жизнь.
Резюмирую. Любителям хорошей фантастики эти книги настоятельно
рекомендуются. Разумеется, в хорошем переводе. Лучше - в оригинале.
К сожалению, я могу привести лишь ссылку на русскоязычные версии
текстов: http://nunu.boom.ru/pratchtt.html, и настоятельно не
рекомендую переводы С.Бен-Лева (их даже подстрочниками трудно
назвать).
Суммарная оценка сериала - 8.
Другие рецензии>>