КОНУРА Полиграфа Полиграфыча

Rambler's Top100
главная о конуре обновления читаем с нами косточки книга отзывов почта

наши авторы


читаем с нами

Юрий Ананьев (Shrike)

"Гиперион" Дэна Симмонса

Честно говоря, зря вы это читаете…

Так начинает Дэн Симмонс свой роман "Эндимион", начну и я, пожалуй, также… Сие повествование можно было бы назвать сочинением на тему: "Мои впечатления от тетралогии "Гиперион", и от творчества Дэна Симмонса". Но, не будем уподобляться школьной программе! Просто я постараюсь изложить свои мысли по поводу прочитанного таким образом, чтобы не сильно "загружать" возможного читателя данного опуса.

Позвольте в начале предупредить, что ранее я никогда не практиковался в написании литературных произведений (не слишком ли сильно сказано?), так что не судите строго...

Надо сказать, что со времён прочтения "Войны миров" Уэллса в 12-тилетнем возрасте, ни одна книга не производила на меня такого же впечатления, как тетралогия "Гиперион" Симмонса. Правда, по началу в "Гиперион" я вчитывался с некоторым трудом, но зато потом, когда уловил смысл, оторваться уже стоило большого труда. Так что всем будущим читателям романа рекомендую обратить на это внимание.

Получилось так, что первые три романа тетралогии: "Гиперион", "Падение Гипериона" и "Эндимион" выходили в серии "Координаты чудес" в 94, 95 и 96 годах соответственно, а последний роман "Восход Эндимиона" вышел в 99 году. Можете представить себе, с каким трудом я дождался его выхода! И с каким наслаждением его прочитал. Потом заново прочёл все 4 книги вместе. Потом ещё раз… Причём каждый новый раз - как первый. Впечатления те же.

Чем же так привлекательна тетралогия "Гиперион"? Хороша она тем, что каждый, будь то любитель различного рода боевиков с примесями ужастика, поклонник любовного романа, приверженец классической научной фантастики или ценитель философских произведений, найдёт в ней то, что ему нравиться больше всего. Особенно поражает масштабность произведения с подробной проработкой всех мельчайших деталей. А количество проблем, затронутых Симмонсом в романе?

Тут я должен немного отвлечься, чтобы прояснить одну деталь. Дело в том, что общаясь со многими читателями тетралогии "Гиперион" и читая отзывы о Симмонсе, я понял, что не все воспринимают все четыре романа тетралогии как одно целое. Я ни в коем случае не хочу навязывать всем свою точку зрения на этот вопрос, но дискуссии на тему, что мол "Гиперион" написан лучше чем "Падение Гипериона", или "Восход Эндимиона" никак не связан с первым романом, лично я считаю неприемлемыми. В первых двух романах Симмонс задаёт огромное количество вопросов, ответы на которые можно получить только перевернув последнюю страницу "Восхода Эндимиона". Именно поэтому я воспринимаю все четыре книги как одну, и в дальнейшем повествовании употребляя слово "роман", я имею в виду всю тетралогию в целом. Соглашаться с этим или нет - личное дело каждого.

Ну вот, когда всё прояснилось, можно и продолжить.

Признаюсь сразу - меня никогда не привлекала философия. Может быть потому, что во всех философских диспутах мне не хватало аргументов? Или может потому, что я слишком поверхностный человек? Может быть. Поэтому вдаваться в размышления о смысле человеческого существования, а это тоже есть в романе, большого желания не испытываю. Каждый это определяет для себя сам. Скажу только, что я полностью поддерживаю мысль Симмонса о том, что познав самого себя, или как сказано в романе - научиться слышать голоса сфер, то есть научиться сопереживать, научиться пропускать через себя чужую боль и радость - человек приобретёт истинную свободу.

Одна из основных идей романа - противостояние человеческого и машинного разума. Очень интересна теория эволюции интернета. Возникновение на его базе инфосферы, без которой человеческое существование уже окажется невозможным. Человек стал напрямую зависеть от машин. Чтобы заставить его осознать это, из далёкого будущего в Гробницах Времени на планете Гиперион направлено существо - Шрайк. Действие романа начинается со времени открытия Гробниц и исхода Шрайка. Он подготавливает почву для прихода нового мессии, который должен научить человечество противостоять машинному разуму, Техноцентру . Так в романе появляется Та Кто Учит - Энея.

Интрига заключается в том, что машинному разуму удаётся подчинить своему влиянию церковь, путём создания паразита крестоформа, представляющего собой биокомпьютер, в памяти которого храниться вся информация о носящем его человеке, и дарующий ему бессмертие. Техноцентр осуществил мечту человечества о вечной жизни. Но всё оказалось на самом деле не так уж и здорово...

Но я не буду пересказывать вам содержание всего романа. Куда интереснее прочитать это самому!

Надеюсь, что я смог заинтриговать тех, кто ещё не успел прочесть роман. Признаюсь честно - мне даже немного завидно, потому, что как сказано в одном из читательских отзывов на "Озоне": хотелось бы ничего не знать о романе и наслаждаться им снова и снова.

Было бы неправильным не сказать ничего о других романах Дэна Симмонса. К сожалению, пока я прочёл только "Песнь Кали" и "Горящий Эдем". Ну что тут можно сказать... Чтиво интересное вполне. Особенно тем, кому очень нравятся произведения Стивена Кинга. Удивительно, что настолько разные по стилистике и содержанию произведения (я сравниваю с "Гиперионом") принадлежат перу одного и того же человека. Это ещё раз говорит о многогранности таланта Дэна Симмонса.

Вот в принципе и всё, что я хотел сказать… Я же говорил, что зря вы это читаете.

Текст доступен здесь.



Другие рецензии>>


конура
  Тенета - конкурс русской сетевой литературы   Сосисечная   Кот Аллерген   Газета вольных литераторов   Арт-ликбез от Макса Фрая   Лев Пирогов  

Попытаться найти : на


Rambler's Top100

           ©Конура Полиграфа Полиграфыча, 2001





Сайт создан в системе uCoz