КОНУРА Полиграфа Полиграфыча

Rambler's Top100
главная о конуре обновления читаем с нами косточки книга отзывов почта

наши авторы


читаем с нами

Александр Крапивников aka Wren

Сергей Лукьяненко. "Спектр"

Семь цветов вечности

Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков <...> не переходить границу, где начинаются пересуды.
Владимир Ульянов (Ленин)

Издательство "АСТ" выпустило "Спектр" начальным тиражом 76000 экземпляров и не побоялось в полной уверенности в коммерческом успехе заказать с десяток иллюстраций к тексту, что в современном российском книгоиздательском деле практически не встречается. И похоже, что уверенности этой суждено оправдаться.

Сергей Лукьяненко - один из самых популярных молодых российских писателей-фантастов, чьи книги вызывают яростную полемику поклонников и противников, но очевидно одно - каждый новый роман писателя - действительно Событие в отечественной фантастике. Единожды написав культовую книгу, автор оказывается как бы в западне - необходимость писать в том же ключе, чтобы не разочаровать поклонников оборачивается отсутствием роста и творческим застоем. А эксперименты обычно заканчиваются плачевно. Но не в этом случае.

"Спектр" кардинально отличается от всех предыдущих книг Лукьяненко. Чем? Тем, что в созданных им мирах и в его героях наконец то появилась настоящая жизнь, а это главное.

...На нашей планете неожиданно появились Чужие - Ключники и построили станции межпространственного перехода, позволяющие за считанные мгновения оказаться на другой планете. За возможность перехода требуется рассказать историю, которую Ключник может принять или отклонить. Главный герой Мартин - частный детектив, который получает казалось бы обычное задание - доставить домой 17-летнюю девушку, которая ушла через Врата в неизвестном направлении. Но он не знает, что ждет его впереди...

"Роман в семи частях, с семью прологами и одним эпилогом" - так говорит сам Лукьяненко о своей книге в подзаголовке. Семь частей - семь цветов спектра, семь путешествий в чужие миры и ...семь гастрономических прологов.

Сразу хочу разочаровать тех, кто ожидает увидеть под обложкой "космическую оперу", о которой нас предупреждают в аннотации. Ничего подобного! Это - обычная боевая фантастика, правда, элементы спейс-оперы имеются, но они не являются основными, а скорее выполняют вспомогательную функцию в некоторых ключевых точках сюжета.

Сюжет "Спектра" очень неплох, учитывая нелогичности и несуразности прошлых романов Лукьяненко. Нельзя сказать, что их там нет; их там предостаточно, но в общем, сюжетная линия вполне гладкая и стабильная. Завязка логична, правда, в дальнейшем логика нередко покидает автора. Это видно по немотивированным действиям Ирины в первых трех частях, в на редкость идиотской сцене с ребенком на Аранке и обычном для Сергея Лукьяненко немного бредово-философском окончании.

Но, что следует отметить сразу, так это явный прогресс в отношении главных героев. Наконец-то почти исчезла шаблонность, так свойственная Лукьяненко раньше - Мартин получил свою индивидуальность и не кажется уже всезнайкой с растопыренными от чувства собственного достоинства пальцами и мозгами. За ним я впервые, читая книги Лукьяненко, почувствовал характер человека, а не просто набор схематичных и нелогичных мыслей и поступков.

С Ириной дела обстоят несколько хуже. Главная причина, как мне показалось, в том, что характер ее был изначально задуман как многоплановый и различный для семи разных ее ипостасей. Полностью и качественно реализовать свой замысел Сергей Лукьяненко не смог. Пытаясь подчеркнуть определенные черты, свойственные каждой из семи Ирин, и в тоже время их общность, он пытается использовать эмоциональный фон, при этом полностью меняя его, особенно в первых трех случаях (это свойственно скорее для разных личностей, чем для ипостасей одной), а не пользуясь полутонами, что было бы более логичным. Но следует учитывать, что характеры противоположного пола обычно получаются у авторов хуже. Однако, несмотря на все недостатки, Ирина - это семнадцатилетняя девушка с остатками юношеского максимализма, живая и чувственная, а не монстронозный робот Вика из "Лабиринта отражений" или правильная и прямая как столб летунья Хелен из "Холодных берегов".

Самым большим успехом Сергея Лукьяненко оказываются характеры Ключников. Они - часть единого целого, каждое знание, доступное одному, становится доступным всем особям, но в тоже время каждый из них обладает своими индивидуальными чертами, не только внешними, но и привычками и поведением. Очень неплохо получились девочка-птенец с Шеали в шестом путешествии, а так же дио-дао Рожденный Осенью в четвертой части.

Миры, построенные Лукьяненко, наконец-то перестают быть отражением Земли и приобретают собственную неповторимость. В первую очередь это касается Марджа, Библиотеки и Шеали, где автору удалось создать вполне сносную структуру мироздания и философско-религиозную систему. И вопиюще на этом фоне смотрится Аранк с невнятным отрицанием души и смешливые обитатели Беззара - вопиющий биологический нонсенс с человеческими чувствами и поступками.

Язык, которым написана книга, не утратил присущей всем произведениям Лукьяненко простоты, однако стал богатым и сочным, рассуждения - более логичными, философия более понятной, разнообразной и уместной. И, это - самое главное, налицо виден творческий рост. Сергей Лукьяненко не останавливается на достигнутом, он постоянно ищет новое, совершенствует стиль, не боится экспериментировать.

Недостатков у романа, как я уже говорил, предостаточно, и все они в какой-то степени свойственны творчеству Лукьяненко в целом. Автор совершенно искусственно и необоснованно привязывает действие к определенному моменту времени, пользуясь конкретными деталями, будь то предметы быта или общественные явления. Совершенно ни к месту оказывается юмор, который используется тем чаще, чем ближе конец книги. О механическом переносе человеческих характеристик на представителей иных цивилизаций без всякой адаптации уже и говорить не стоит - это грех не одного Сергея Лукьяненко. К тому же нельзя не заметить явных заимствований: на этот раз это общий стиль от Андре Нортон и антураж от Саймака, Фармера и раннего Гуляковского.

Читая "Спектр", мы видим совершенно нового Лукьяненко. Особенно это заметно по первым двум частям. В дальнейшем, хоть и наблюдаются рецидивы прошлых книг, действие все же достаточно стабильно и почти не провисает, особенно если учитывать размеры романа - около 500 страниц очень убористого текста, что является для экшен-книги фактическим пределом.

И еще об одном невозможно не написать. Пожалуй, впервые читая книгу, я почувствовал боль человека, о котором окружающие говорят невесть что и который не может ничего сказать в свою защиту, ибо слова эти будут приняты как подтверждение той грязи, которая выливается на его голову. Да, вынужден констатировать очевидный факт: Сергей Лукьяненко следит за тем, что пишут о нем в сети, а пишут иногда ужасные вещи, которые здесь повторять не хочется, ибо это больше похоже на травлю. И это причиняет ему боль, причем до такой степени, что он оказался неспособным быть беспристрастным и скрыть свои эмоции при написании книги. Фактически через всю вторую половину романа рефреном проходит мысль о людской несправедливости и злости, и в открытую говорится о том, что безнаказанность в виртуальном пространстве позволяет людям переставать быть людьми.

"Спектр" - безусловно огромный творческий успех Сергея Лукьяненко и заметная веха в его литературной карьере. Современная отечественная боевая фантастика повторяет путь своей западной сестры, постепенно подменяя бездумное действие осмысленным динамичным сюжетом, шаблонных персонажей яркими запоминающимися личностями, добавляя ко всему этому тонкую философскую составляющую, основанную на национальном менталитете.

Сергей Лукьяненко повзрослел. И вместе с ним повзрослела современная русская фантастика.

Наша оценка - 7/10

Полный текст романа "Спектр".




Другие рецензии>>


конура
  Тенета - конкурс русской сетевой литературы   Сосисечная   Кот Аллерген   Газета вольных литераторов   Арт-ликбез от Макса Фрая   Лев Пирогов  

Попытаться найти : на


Rambler's Top100

           ©Конура Полиграфа Полиграфыча, 2001



Сайт создан в системе uCoz