КОНУРА Полиграфа Полиграфыча

Rambler's Top100
главная о конуре обновления читаем с нами косточки книга отзывов почта

наши авторы


читаем с нами

Кристина Абрамичева

Мадонна и философский камень

«Красная мадонна» - первая книга испанца Фернандо Аррабаля, переведенная на русский язык. Ее издание стало событием не только для читающей публики, но и для самого писателя, который специально приехал в Москву на презентацию этой маленькой книжки. Это не выглядит странным, если учесть, что до недавнего времени запрет на книги Аррабаля существовал не только на родине писателя, в Испании, но и в России. Хотя Аррабаль является автором около двенадцати романов и не меньшего количества поэтических сборников и пьес, у нас в стране о нем знали лишь специалисты в области зарубежной литературы.

Испанец по происхождению, Аррабаль более полувека прожил во Франции, где состоялся как писатель, режиссер и драматург, создатель "панического театра", в чем-то близкого театру абсурда. Аррабаль настолько виртуозно владеет обоими языками, что у исследователей возникают споры, к какой национальной литературе его причислить. В 1967 году он был арестован в Испании за критические высказывания о режиме Франко, а в 1986 получил из рук испанского короля Хуана Карлоса Золотую медаль искусств.

Повествование ведется от лица женщины, ассоциирующейся у автора с евангельской Мадонной. В девятнадцать лет ей "было озарение", после которого она становится одержимой безумной идеей: ее дочь должна стать неким сверхсуществом для достижения цели, к которой шло не одно поколение алхимиков – найти философский камень. Автор строит роман на библейских аллюзиях: Красная Мадонна, как и положено Мадонне евангельской, посвящает свою целомудренную и полную самоотречения жизнь воспитанию своей «богоданной», как она ее называет, дочери. После родов Мадонне снится сон о новорожденной: "...Ты была выше рода человеческого, ибо ноги твои стояли не на земле, а на песчаных холмах. Все женщины, приходившие посмотреть на тебя, побаивались, как бы ты не погребла их под этим песком. Но они тебя боготворили, ибо ты была для них светом, озарявшим все сущее сиянием духа".

С рождения Мадонна готовит дочь к великой миссии: к пяти годам девочка с символическим именем Вулкасаис (Вулкан – огонь, заключенный в веществе в соединении с истиной - Саис) овладевает пятью языками, а в десять сдает экзамены на бакалавра. Ее феноменом интересуются блестящие умы эпохи: Зигмунд Фрейд и Герберт Уэллс. Но мать зорко оберегает Вулкасаис от ненужной шумихи и суетной земной славы: уединившись вдвоем с дочерью в загородном имении, они ночи напролет работают в подвале над своим дерзким замыслом. Внутренний мир дочери прорывается лишь в ее тайном дневнике, который она назвала «Преисподней». Мать с ужасом вчитывается в страшные признания своего творения: "Я дам волю хаосу своих чувств за гранью разума. Когда придет время мне полюбить, я воспылаю безумной страстью к презреннейшему скоту... Я буду делать все, что мне запрещают".

Вскоре Вулкасаис в совершенстве овладевает искусством алхимии, и кажется, что до получения философского камня остается один шаг. Но... дьявольский соблазн предстает в образе философствующего гедониста Шевалье и его друга Абеляра, медленно умирающего от чахотки. К сожалению, Мадонна слишком поздно узнает об этой угрозе, притаившейся в соседнем доме. И вот, когда первый этап работы закончен, дочь заявляет, что завтра отправляется в Лондон. Мать понимает, что ее столь тщательно продуманный план готов рухнуть. Понимает это и дочь: она сама предлагает матери единственно возможный выход...

В мистической книге Аррабаля много параллелей с «Парфюмером» Патрика Зюскинда. Хотя поисками философского камня занимается больше дочь, именно Красную Мадонну по своей одержимости можно сравнить с гениальным парфюмером Гренуем, посвятившим свою жизнь поиску запаха, который сделает его сверхчеловеком. Ради этой тщеславной идеи Гренуй идет на убийство. Мадонну также можно назвать убийцей своей дочери. Даже "благая весть", которую должна была нести людям Вулкасаис, не может оправдать моральное преступление Мадонны. Поэтому оба романа заканчиваются трагически для тех, кто сделал попытку стать выше самой природы.



Другие рецензии>>


конура
  Тенета - конкурс русской сетевой литературы   Сосисечная   Кот Аллерген   Газета вольных литераторов   Арт-ликбез от Макса Фрая   Лев Пирогов  

Попытаться найти : на


Rambler's Top100

           ©Конура Полиграфа Полиграфыча, 2001



Сайт создан в системе uCoz