КОНУРА Полиграфа Полиграфыча

Rambler's Top100
главная о конуре обновления читаем с нами косточки книга отзывов почта

наши авторы


читаем с нами

Злобный Ых

Боятся ли компьютеры адского пламени?

Что есть киберпанк? Классическое толкование этого термина - будущее, насквозь пропитанное компьютерными технологиями и искусственным интеллектом. При этом подразумевается, что мало несчастному человечеству от такого буйного расцвета технологий не покажется. Могучие корпорации обзаведутся собственными армиями и вытеснят - силой или эволюционно - современные государства. Или же, наоборот, государство скушает на корню все корпорации и удавит свободное частное предпринимательство. Мощные войны между государствами или корпорациями милитаризуют общество по самое не могу, а природа накроется медным тазом, поверхность же планеты окажется оцивилизованной на сто процентов. В любом случае киберпанковское будущее максимально тоталитарно. Личность иммет значение, только если эта личность - ИскИн (искусственный интеллект), все прочие легко заменяемы. Могучие ИскИны держат человечество под своим контролем или же томно страдают под железной пятой ксенотехнофобов, а ловкие хакеры, массово модифицированные электронными имплантантами, юркими тараканами шныряют сквозь малозаметные цели в киберзащите даннных или же дырявят эту защиту буравчиками-вирусами и ледорубами (один из первых файерволлов назывался ICE - "лед", отсюда - "ледоруб" как программа взлома защиты). Из наибоее ярких представителей этого жанра можно упомянуть Брюса Стерлинга, Майкла Суэнвика, Дэна Симмонса и других. В последнее время термин "киберпанк" иногда толкуется расширительно - так, компьютеризированность может быть заменена чем-нибудь еще из сферы хай-тека - типа генетических исследований.

На Западе киберпанк достиг пика своего развития где-то в восьмидесятые годы, а в девяностые долго и мучительно умирал. Один из основателей и китов киберпанка Брюс Стерлинг заметил, что этот жанр основывался на глобальных, как тогда казалось, тенденциях (вроде тотальной урбанизации), которые в настоящий момент более-менее неактуальны и уж тем более не будут окончательно реализованы в ближайший век. Кроме того, искусственный интеллект оказался куда более крепким орешком, и бесславная гибель японской программы компьютеров пятого поколения (предположительно основанных на развитом AI) рикошетом ударила и по литературе.

В Россию компьютеры пришли куда позже, чем на Запад. Персональные компьютеры, я имею в виду, то есть именно те, которые и являются в глазах писателей-lazymen (неспециалистов) олицетворением компьютерной революции. Поэтому и расцвет отечественного киберпанка - конец восьмидесятых, когда этих самых персоналок стало завались. На отечественной почве большей частью киберпанк претерпел довольно логичные изменения в сторону непрофессионализма, наиболее яркий образчик которых - абсолютно абсурдный с технической точки зрения "Лабиринт Отражений" Лукьяненко. Из других российских авторов можно вспомнить Алексея ("Леху") Андреева с его "Паутиной" и (кажется, так до сих пор и не законченным "2048"), Владимира Васильева ("Техник Большого Киева" и многое другое) и, наконец, Александра Тюрина.

Тюрин - киберпанковец классический. Во всех его книгах светлое тоталитарное будущее либо уже победило, либо успешно наступает. Лучшая его вещь в этом жанре - "Боятся ли компьютеры адского пламени?" - описывает мир, где ИскИны (Гиперкомпьютеры в тюринском варианте) успешно подмяли мир под себя и превратили человечество в рабочий инструмент для достижения своих целей. Впрочем, ничего нового гиперы не придумали: всего лишь преобразовывать мир под себя, становиться все более и более могущественными и - в перспективе - обрести бессмертие. У людей в ходу массовые генетические модификации, "мимики", скрывающие от человека реальный мир, киберджинны-поводыри, хранящие персональную информацию для будущих воскрешений капсулы Фрая где-то глубоко в черепушке, нанороботы-защитники и нанороботы-убийцы и прочий научно-технический антураж последнего времени. Люди сепарированы на элиту-коммунаров, трудяг из рабочих поселков и отребье открытых зон. Главный герой - особист-оперативник Данилов, бюрющийся со злобными подпольными "хаккерами" (интересно, почему фидошники так любят эти два "к"?) и неуловимым и неубиваемым бандитом АНпилиным. Сюжет, в общем, банален: в конце концов ему предстоит вышибить дух хотя бы из одного взбесившегося от предчувствия наступающего распада гипера и тем самым если и не спасти мир, то хотя бы ненадолго задержать его на кромке пропасти. Сюжет, каких тысячи. Но Тюрин отличается от многих других свои фантастическим умением измываться над своими героями. Описываемая жизнь Данилова - просто какая-то феерия по схеме "из огня да в полымя". Судите сами: драки с мыслящей капустой, многоглавой курицей и миногой-переростком на орбитальной станции, сероводородное черт-те что на Меркурии, сель и обвалы в марсианских туннелях, трансформирующие в биобомбу наноботы на Весте, акула-фабрика где-то в открытом космосе, падающая на Юпитер исследовательская станция, совместный полет с беглыми урками, чудища океанов юпитерианских спутников, наконец Юпитер и финальная битва с Фюрером... Жуть да и только. Тем паче жуть, что Тюрин не гнушается образами из традиционных ужастиков, умело адаптируя их к киберпанковской реальности.

К очевидным тюринским плюсам относится его умение нагромождать технические дебри из того материала, который сегодня находится в лучшем случае на стадии разработки. Его книги - техническая фантасмагория, настолько не имеющая ничего общего с современной технологией, что - редчайший случай - мне не к чему придраться в его текстах с технической точки зрения. Ну, почти не к чему. Какое все-таки это наслаждение - читать, не морщась поминутно от очевидных проколов!..

Резюмирую. Может быть, где-то киберпанк уже мертв. Но в России все еще только начинается. Боятся ли компьютеры адского пламени? Фиг знает.

Но текст заслуживает вполне твердой семерки. Может быть, даже с небольшим плюсиком.
Тюрин довольно полно представлен у Мошкова.
Авторская страница - http://www.rusf.ru/tjurin/

Другие рецензии>>


конура
  Тенета - конкурс русской сетевой литературы   Сосисечная   Кот Аллерген   Газета вольных литераторов   Арт-ликбез от Макса Фрая   Лев Пирогов  

Попытаться найти : на


Rambler's Top100

           ©Конура Полиграфа Полиграфыча, 2001





Сайт создан в системе uCoz