КОНУРА Полиграфа Полиграфыча

Rambler's Top100
главная о конуре обновления читаем с нами косточки книга отзывов почта

наши авторы


читаем с нами

Злобный Ых

Роджер Аллен "Калибан"

Первое, что он осознал, это его собственная рука, поднятая в угрожающем жесте. Затем - тело женщины, лежащей в луже собственной крови. Женщина? Кровь? Что это такое? Судя по информации, заложенной в его блоках памяти, кровь должна быть вязкая и липкая. Да, так оно и есть... Его не беспокоило, что женщина, возможно, еще жива, что ей требуется немедленная помощь. Он не знал, что людям вообще может требоваться помощь. Он не знал, кто он, откуда, что он должен делать в этом мире. Он знал только свое имя - Калибан.

Он прошел прямо через лужу крови и вышел из лаборатории, не обратив внимания на цепочку оставленных им кровавых следов. Впереди - странный незнакомый мир, который ему лишь предстояло познать на своем опыте.

Шериф Крэш был не в духе. Началось все с того, что его вытащили из теплой постели посреди ночи. Это само по себе неприятно, но дальше дела лишь ухудшились. Кто-то напал на известного ученого-робототехника Фреду Ливинг в ее лабораторном комплексе. Женщина несколько часов в полном одиночестве пролежала в луже крови, пока ее случайно не обнаружили. В полном одиночестве? Нонсенс! На Инферно на каждого жителя-колониста приходится около ста роботов! А уж выйти куда-нибудь без личного робота для колониста - еще более неприлично, чем показаться на людях голым. Где был личный робот Ливинг в момент преступления? Где, черт побери, были все остальные роботы? Кто приказал им покинуть это крыло здания и почему, будь все проклято, лучшие полицейские робопсихологи не могут заставить их раскрыть личность отдавшего такой приказ? Что это такое - гравитонный мозг. И, самое главное, почему от лужи крови Ливингстон тянутся две цепочки следов робота? Немыслимо, чтобы робот мог оставить человека в таком положении без помощи, и не менее невозможна сама мысль о том, что робот мог покуситься на человека. Три Закона Робототехники, являющиеся основой позитронного мозга, просто не допустят такого поведения.

Мадам Ливинг выживет, но почти наверняка - с частичной амнезией. Когда она очнется, она не вспомнит, кто и почему ее ударил. Значит, придется действовать старыми испытанными полицейскоми методами: сбором улик и дедукцией. Нужно искать человека, способного дистанционно перехватить управление роботом и совершить убийство с его помощью. Или человека, напялившего башмаки с подошвами, имитирующими протекторы робота, и способного нанести смертельный удар рукой робота. Но вот только эти поселенцы - как же они мешаются под ногами! И Калибан - этот проклятый Калибан, способный в нарушение всех Законов отшвырнуть человека со своего пути и не подчиниться его непосредственному приказу...

С того момента, как Азимов придумал свои Три Закона Робототехники, прошло уже полвека. "Робот не может причинить вред человеку или допусть этот вред своим бездействием", "Робот обязан выполнять приказы человека, если это не противоречит Первому Закону", "Робот обязан заботиться о собственной безопасности, если это не противоречит Первому и Второму Законам". Классика жанра. До сих пор эти Три Закона в научной фантастике остаются краеугольным камнем. К несчастью, страшно далекий от вычислительной техники астроном Азимов создал систему, которая лишь выглядит надежной. Сложно винить его в этом. Для него компьютер был прежде всего огромным залом, забитым железными шкафами с горячими электронными лампами. Программирование этих шкафов было не наукой, но искусством, а физически это осуществлялось зачастую просто с помощью перетыкания проводков из клеммы в клемму. Понятно, что ни о каком собственном опыте программирования для Азимова и речи не шло.

Законы Робототехники Мастера, несмотря на всю свою невнятность, послужили опорной вехой жанра science fiction. Однако сам же Азимов и показал, каким образом эти законы могут быть обойдены. Достаточно всего лишь изменить определение человека, которое как раз и не является чем-то фундаментальным, и робот сможет действовать так, как ему заблагорассудится. От себя могу добавить, что и остальные термины, включая "вред", "причинять", "допускать" и т.д., тоже являются весьма абстрактными и могут быть определены как угодно. Более того, сам же Азимов неоднократно демонстрировал, каким образом эти Три Закона могли загнать несчастного робота в безвыходный логический тупик.

Роджер Аллен, судя по его текстам, технарь. И его роман (точнее, трилогия) "Калибан" и посвящена как раз творческому осмыслению Трех Законов и попытке построить новую, менее противоречивую систему правил поведения роботов. Методично, по полочкам, он разбирает возможные в человеческой жизни ситуации и показывает, как Трехзаконные роботы могут представлять смертельную опасность для человека самим своим существованием. Романы, как и прочие тексты писателя, почти безукоризненен с точки зрения как логики, так и технических робото-компьютерных подробностей. Тот факт, что я, Злобный Ых, не смог придраться практически ни к чему в компьютерном плане, говорит о многом. Разумеется, текст не лишен и некоторых недостатков, главным из которых является некоторая занудливость, характерная для творчества Азимова в целом (это и понятно - текст создавался под надзором лично Азимова). Внушает недоумение экономическая модель описанного общества (но тут ничего не поделаешь - такой она сложилась в первоисточнике), а также - в некоторой степени - экология данного мира. Но это все мелочи на заднем плане. Главное - текст является прекрасным научно-фантастическим философским детективом и настоятельно рекомендуется всем ценителям настоящей научной фантастики.

Жанр: научно-фантастический детектив
Оценка (0-10): 8
Ссылка: Мошков

 



Другие рецензии>>


конура
  Тенета - конкурс русской сетевой литературы   Сосисечная   Кот Аллерген   Газета вольных литераторов   Арт-ликбез от Макса Фрая   Лев Пирогов  

Попытаться найти : на


Rambler's Top100

           ©Конура Полиграфа Полиграфыча, 2001



Сайт создан в системе uCoz